список брендов:
Страйкбол
Модели из обзора

Что такое гирбокс

Что такое гирбокс

Олег Буров

Как  известно, страйкбольные автоматы и автоматические винтовки для страйкбола внешне полностью копируют боевое оружие. Но, конечно, только внешне, поскольку стреляет это оружие пластиковыми шариками. У них в качестве рабочего тела для производства выстрела используется сжатый воздух, поэтому начинка страйкбольного привода кардинально отличается от начинки боевого оружия. Список «внутренностей» привода следующий: гирбокс, электромотор, электропроводка, узел «хоп-ап» и внутренний стволик.
Сердце привода – гирбокс (Gearbox). В человеческом организме необходимую для поддержания жизни кровь качает сердце, а в приводе необходимый для работы оружия воздух качает гирбокс.
Гирбокс – наиболее сложное в техническом плане устройство, поэтому мы рассмотрим его чуть позже, постепенно переходя от простого к более сложному.
Сначала мы расскажем о внутреннем стволике. Именно в нем шарик разгоняется до необходимой скорости и стабилизируется перед вылетом из оружия. Внутренний стволик расположен внутри наружного ствола, имитирующего  боевой. Поскольку диаметр шариков, которые являются боеприпасами для страйкбольного оружия, равен 6 мм, диаметр стволика должен быть чуть больше этой величины. В серийных приводах диаметр стволика обычно равен 6,08 мм. Также существуют стволики диаметром 6,03 мм, применяемые для тюнинга. В подобных стволиках утечка сжатого воздуха меньше, что увеличивает энергию выстрела. Длина внутренних стволиков зависит от типа привода. У автомата средней длины она может равняться, например, 455 или 650 мм. Если оружие короткоствольное, то длина стволика составляет 255 или 337 мм, а если это, наоборот, длинная страйкбольная снайперская винтовка, то она может доходить до 715 мм. Изготавливаются стволики, в основном, из стали, но бывают и из латуни. Для лучшего скольжения снаряда они полируются изнутри, на некоторые наносится тефлоновое покрытие.


Стволик

Во внутренний стволик шарик попадает из узла «хоп-ап». Его устройство и принцип работы были рассмотрены нами в одной из предыдущих статей. Сейчас же мы кратко расскажем о том, зачем он вообще нужен в страйкбольном приводе. Как известно, в боевом оружии для придания устойчивости полету снаряда используются нарезки внутри ствола оружия. Благодаря полигональным нарезам пуля начинает вращаться вокруг своей оси и стабилизируется в полете. В приводе, как мы уже отмечали ранее, стволик абсолютно гладкий. А пологость траектории легкого шарика достигается за счет наличия у него хоп-апа. Хоп-ап – резиновый выступ, находящийся в верхней части ствола оружия для страйкбола. За него цепляется шарик и закручивается в направлении, противоположном направлению его перемещения. В результате на шарик в полете начинает действовать подъемная сила, противоборствующая силе притяжения Земли, из-за чего траектория полета шара выравнивается.


Хоп-ап

Еще одним несложным элементом механизма привода является электропроводка. Она соединяет все компоненты привода, приводимые в действие электричеством. Это аккумулятор, контактная группа гирбокса, электромотор. Несмотря на свою простоту, проводка также оказывает влияние на работу привода. Желательно, чтобы разъемы для подсоединения аккумулятора и электромотора были не припаяны, а обжаты специальным инструментом, потому что пайка хоть и незначительно, но повышает сопротивление цепи. Также со временем в месте пайки вследствие перепада температур и временного перегрева проводки может ухудшиться контакт. Обычно привода комплектуются проводами сечением 0,7-1 кв. мм. Если вы планируете установить на свое оружие более мощный мотор и пружину, то вам потребуются более мощные провода – сечением 1,5-2 кв. мм, иначе проводка может перегреться и произойдет короткое замыкание. Еще лучше использовать провода с силиконовой изоляцией, поскольку они обладают минимальным сопротивлением. Также они более гибкие и сохраняют целостность изоляции даже при значительном перегреве.


Проводка

В рукояти привода обычно располагается электромотор. Моторы для страйкбольного вооружения выпускают с разной длиной штока – с коротким штоком и с длинным, на котором сидит моторная шестерня. Моторы короткого типа используются в гирбоксах III типа, а длинного в гирбоксах II типа. В дальнейшем мы узнаем поподробнее, что это такое. Само собой, моторы отличаются и по мощности. Насколько мощной будет пружина для тюнинга, определяется величиной крутящего момента мотора. Чем больше скорость вращения мотора, тем выше скорострельность привода. Поэтому электродвигатели подразделяют на два типа. Ориентированные на крутящий момент обозначают обычно как «Magnum», «Torque-Up», а на скорость вращения – «Hi-Speed» и «Turbo». В приводах, выпускаемых серийно, тип и мощность мотора подбираются специально для типа используемого гирбокса.


Мотор

Двигатель приводит в действие механизм, который называется гирбокс. Вот мы и добрались до главного элемента привода. Слово «Gearbox» в переводе обозначает редуктор, «Gear» – шестерня, «box» – коробка, то есть, буквально: коробка с шестеренками. У нас этот узел называют на английский манер «гирбокс». Страйкболисты иногда используют сленговые сокращения «бокс» или «гир». Фактически, гирбокс – это редуктор в комплекте с компрессором и контактной группой. С физической точки зрения данный узел преобразует энергию вращения электродвигателя в давление воздуха для выстрела.


Гирбокс

Гирбоксы бывают несколько типов. Версии гирбоксов могут обозначаться как римскими, так и арабскими цифрами.
Тип 1: Только FAMAS.
Тип 2: Серия MP5 (кроме MP5K), серия G3, M16/M4, CA33.
Тип 3: Серии АК, G36, SIG, AUG, MP5 Kurz.
Тип 4: Только PSG-1.
Тип 5: Только UZI.
Тип 6. P90, Thompson (M1A1).
Тип 7: M14, MP7, Scorpion, MAC-10, L85 A1/F2.
Тип 8: JSDF Type 89.
При первом знакомстве с гирбоксами и их параметрами может сложиться впечатление, что типы гирбоксов отличаются по характеристикам, и чем выше версия, тем лучше.
Но, как мы видим из таблицы, версии гирбоксов обозначают принадлежность к определенному виду привода. И разнятся они только формой корпуса, типоразмерами внутренних компонентов и компоновкой. А мощность, надежность и другие качественные характеристики зависят от производителя гирбокса или всего привода, а также от материалов и компонентов, используемых при тюнинге. Больше всего распространены гирбоксы 2 и 3 типов.
В обозначениях некоторых гирбоксов можно встретить еще другие цифры. Например, гирбоксы 2 или 3 поколения. Так обозначаются гирбоксы компании SRC. Каждое следующее поколение гирбоксов более совершенно, чем предыдущее и имеет ряд усовершенствований, направленных на повышение ресурса. Например, усиленные шестерни, стальной цилиндр, стальную головку цилиндра, улучшенные втулки-подшипники и другое.


Гирбокс в разборе

На первый взгляд кажется, что гирбокс устроен достаточно сложно, но при более близком знакомстве становится понятным и общий принцип его действия, и то, как работают его отдельные части.
Сам гирбокс конструктивно можно разделить на четыре составляющие. Корпус, редуктор, поршневая группа и контактная группа.
Гирбокс приводится в действие электромотором. Мотор взаимодействует с редуктором гирбокса, поэтому с него и начнем. Хотя, стоп, у нас есть еще основной элемент, собирающий воедино весь гирбокс. Это корпус, поэтому логичнее начать именно с него.
По внешнему виду сам гирбокс в сборе, и, соответственно, корпус, напоминают пистолет. Если добавить снизу электромотор в виде рукоятки, то сходство усилится.


Корпус гирбокса

Корпус гирбокса изготавливают, в основном, из легких сплавов металлов, а чаще всего из силумина (сплава алюминия с кремнием). Он состоит из двух половин, соединенных между собой винтами. Некоторые гирбоксы скрепляются саморезами, некоторые винтами, соответственно, в этом варианте на другой половине, в местах крепления, имеется резьба.
Как мы уже отметили, внешне гирбокс похож на пистолет. Все действия с гирбоксом производятся в таком положении, когда «ствол» гирбокса направлен вправо. Соответственно, та половина гирбокса, которая смотрит на вас, считается верхней, а обращенная к столу – нижняя. Бывают в продаже корпуса и из алюминия, они считаются более прочными и используются для тюнинга.


Корпус из алюминия

Чтобы половинки корпуса правильно соединялись, на них имеются соответственно пазы и выпуклости, предназначенные для точного позиционирования. Частью корпуса можно и считать втулки, на которые крепятся оси шестерней редуктора. Втулки бывают стальные или пластиковые. В основном, используются втулки диаметром 6 или 8 милиметров. В некоторых гирбоксах в качестве втулок применяются подшипники качения или скольжения. Обычно втулки плотно входят в посадочные места, но иногда производители и специалисты по тюнингу дополнительно фиксируют их клеем.


Втулки

Раз мы заговорили о шестеренках, то перейдем к описанию редуктора. В гирбоксе редуктор понижает обороты двигателя и преобразует вращательное движение мотора в возвратно-поступательное движение поршня, нагнетающего воздух. Редуктор состоит из трех шестерней. Самая первая – моторная шестерня. Она взаимодействует с электромотором. Далее следует средняя шестерня. Она является универсальной и используется во многих типах гирбоксов. Она передает крутящий момент на третью шестеренку. Эта третья шестерня называется секторной. Зубья у нее расположены не полностью по всей окружности, а занимают только определенный сектор шестерни. Еще на секторной шестерне расположен штырек, который называют эксцентриком. Хотя на некоторых секторных шестернях, имеется выступ в форме эксцентрика.  При вращении шестерни он зацепляет и приводит в действие специальную планку с форсункой (нозлом) на конце, который служит для подачи шара и прижима его к узлу хоп-апа во время выстрела.


Шестерни

Секторная шестерня взаимодействует уже с поршнем, с нижней стороны которого почти по всей длине расположены зубья, как у шестерни. Поршень изготавливают обычно из пластика, а последний зуб или несколько зубьев делают из металла. К редуктору можно отнести еще антиреверс. Антиреверс еще называют «собачка» или храповик. Он служит для предупреждения обратного вращения блока шестеренок и поршня под действием пружины. Изготавливают антиреверс обычно из твердосплавных материалов, а для тюнинга используют закаленную сталь.


Антиреверс

От типа и материала шестерней редуктора зависят важные характеристики гирбокса. У страйбольного привода базовой комплектации шестеренки редуктора могут быть даже из пластмассы, но, в основном, их изготавливают из силумина или из металлопорошка. Для тюнинга применяют стальные шестерни. Когда  производят тюнинг гирбокса с использованием мощной пружины, то берут еще и усиленные шестеренки. Однако при увеличении веса шестерней снижается скорострельность привода. Для повышения скорострельности устанавливают редуктор с другим передаточным числом и облегченные шестерни с вентилированными отверстиями.
Чтобы достичь компромисса между скорострельностью и мощностью оружия, в приводах, испытывающих большие нагрузки, используют косозубые шестерни. Зацепление зубьев у них происходит плавно, без ударов, что сохраняет целостность шестерней и одновременно позволяет повысить обороты.


Поршни

Редуктор приводит в движение поршень, поэтому сейчас рассмотрим поршневую группу. В профессиональной среде поршневую группу обычно подразделяют еще на цилиндровую группу и поршневую. Но поскольку они скомпонованы в один компрессорный узел и работают едином технологическом цикле, неспециалистам будет понятнее, если их будут рассматривать совместно.
Итак, вот состав поршневой группы: цилиндр, голова цилиндра, нозл, планка-толкатель (англ. tappet plate, таппет плейт), поршень, головка поршня, пружина и направляющая пружины.


Гирбокс

По сути, эта часть гирбокса является компрессором. Работает она следующим образом. Секторная шестерня редуктора, входит в зацепление с зубчатой рейкой поршня и отводит поршень в заднее положение. Одновременно поршень сжимает пружину. Пружина для правильного сжатия надета на направляющую. Когда у секторной шестерни заканчиваются зубья, поршень находится в крайнем заднем положении и пружина полностью сжата. Затем поршень срывается с зацепления и под действием пружины быстро двигается обратно, в сторону головки цилиндра.
На конце поршня находится головка. Она плотно прижимается к стенкам цилиндра и движется, сжимая воздух в цилиндре. Сам цилиндр изготавливают обычно из латуни, с полировкой внутренних стенок. Для тюнинга используют стальные цилиндры с более качественной полировкой стенок.


Цилиндр поршня

На одном конце цилиндра расположена головка цилиндра. Одной стороной она вставляется в цилиндр, с другой головка имеет выход для воздуха в виде короткой трубки. Из нее и выходит порция воздуха, которую выталкивает поршень. Трубка головки поршня напрямую не связана со следующим узлом. Поверх нее ходит специальное сопло, которое называется «нозл». Сам нозл закреплен на специальной планке, которая носит интересное название «планка-толкатель».
Эксцентрик секторной шестерни во время своего вращения оттягивает планку-толкатель с форсункой в сторону цилиндра. В это время из магазина в ствольную коробку перед форсункой подается шар. Обратное движение планки и, соответственно, форсунки осуществляется за счет сжатия возвратной пружины планки-толкателя. Одновременно форсунка прижимает шар к узлу хоп-ап. Как раз в это время, по циклу работы, происходит выход сжатого воздуха из головки поршня, на которой надета форсунка, вследствие чего шарик вылетает из ствола оружия.


Планка-толкатель

Контактная групп гирбокса обеспечивает подачу напряжения на электродвигатель. Она приводится в действие спусковым крючком. Контактная группа работает совместно с отсекателем одиночного огня, который конструктивно выполнен в виде рычага. При установке привода на одиночный огонь он прерывает контакт, когда на него надавливает кулачок секторной шестерни после одного оборота шестеренки. К контактной группе можно отнести и селекторную пластину. При перемещении флажка предохранителя селекторная планка замыкает или размыкает цепь и блокирует спусковой крючок.


Контакты электропривода

Как видим, устройство гирбокса не особенно сложное. Но с другой стороны, существует много различных хитростей и тонкостей. И если, например, начать рассказывать о тюнинге гирбокса, то отдельную статью придется посвятить разборке гирбокса и еще одну – тонкостям сборки. Не меньшего размера выйдет статья об особенностях самого тюнинга, а именно, о том, какие комплектующие использовать, как их скомпоновать и как отрегулировать готовый гирбокс. Поэтому лучше доверить эту работу специалистам. Однако, если есть желание сделать свой привод более совершенным и мощным, то можно воспользоваться имеющимися в продаже готовыми гирбоксами. Некоторые компании, например «Lonex», «SRC» и другие предлагают гирбоксы в сборе. Такие гирбоксы содержат более мощные пружины, соответственно, и их остальные компоненты делаются усиленными и изготавливаются из более качественных материалов.

© 2011 Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта – только с разрешения администрации www.balista.ru

< Предыдущая статья У любого новичка возникает много вопросов о правилах игры, об условиях приема в команду, об экипировке, вооружении и боеприпасах... новичку нужны для начала совсем простые сведения и объяснения. Поэтому я постараюсь рассмотреть процесс вступления новичка в игру с точки зрения начинающего.
Следующая статья > Регулировка Хоп-апа производится следующим образом: сначала его необходимо закрутить так, чтобы валик зашел в ствол до предела, затем немного ослабить...